|
|
Из официальных источников
Бюджет Института: приоритеты, прогнозы, цифры
22 ноября на заседании Финансового комитета ОИЯИ с докладом о рекомендациях 110-й сессии Ученого совета ОИЯИ, кратким обзором результатов деятельности ОИЯИ в 2011 году и планов на 2012 год выступил директор ОИЯИ академик В.А.Матвеев. О проекте бюджета ОИЯИ на 2012 год, о проекте взносов государств - членов ОИЯИ на 2013, 2014, 2015 годы доложил помощник директора ОИЯИ В.В.Катрасев. Эти доклады будут рассмотрены сегодня на сессии Комитета полномочных представителей правительств государств-членов ОИЯИ. Краткие тезисы доклада В.В.Катрасева мы публикуем в сегодняшнем номере газеты.
В ноябре 2009 года КПП принял Семилетнюю программу развития Института на 2010-2016 годы, концепция которого основана на концентрации ресурсов для обновления ускорительной и реакторной базы Института.
Напомню, что для расчетов Семилетней программы был использован принятый КПП в ноябре 2008 года бюджетный прогноз на все годы семилетки с ежегодным ростом бюджета Института. Отмечу также, что динамика роста бюджета, с одной стороны, не должна была привести к резким изменениям взносов государств-членов Института, с другой - обеспечить совокупно за все годы семилетки вложение средств в объеме около 300 млн долларов (МД) США непосредственно в развитие и эксплуатацию установок.
С учетом изложенного для расчетов бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2015 годов приняты суммы в размере 126,0 MД в 2012 году, 137,5 - в 2013-м; 159,0 - в 2014-м и 180,9 - в 2015-м, с ростом взносов государств-членов ОИЯИ пропорционально росту расходов бюджетного прогноза в 19, 17, 16 и 14 процентов соответственно. Таким образом, при формировании бюджета 2012 года и ориентировочных размеров бюджета на 2013-2015 годы в первую очередь учитывались финансовые ориентиры Семилетней программы, установленные бюджетным прогнозом на 2010-2016 годы.
Сегодня на первый план выходит вопрос эффективного использования финансовых и кадровых ресурсов, что в значительной мере определяет возможности научных коллективов строить современные, привлекательные для стран-участниц экспериментальные установки.
С учетом этого, а также в связи с изменением законодательства страны местопребывания Института и с учетом новых задач, стоящих перед ОИЯИ, предлагается поручить дирекции и рабочей группе подготовить изменения и дополнения в действующие нормативные акты, регулирующие финансовую деятельность Института.
Вторым важным условием являются пропорции расходов бюджета, в первую очередь соотношение расходов на оплату труда персонала и расходов на приобретение материалов и оборудования, оплату НИОКР, сооружение зданий и технологических систем, то есть расходов, непосредственно связанных с развитием и текущей эксплуатацией базовых установок. Наиболее оптимальным, обеспечивающим реализацию Семилетнего плана, является следующее соотношение расходов: не более 50 процентов расходов на оплату труда, не менее 30 - на материальные затраты и около 20 - расходов на инфраструктуру Института.
Создание экспериментальной базы мирового класса и обеспечение условий и механизмов мотивации персонала для достижения высокой эффективности труда и карьерной динамики кадров на основе принципов, применяемых в крупных международных научных центрах, - такая задача должна решаться с использованием финансовых ресурсов Института в 2012 году и последующих.
В последние годы уделяется много внимания совершенствованию методики расчета взносов. Это один из важных элементов финансовой системы Института, от которого зависит наполнение доходной части бюджета и стабильность уплаты взносов. На период с 2011 по 2015 годы, в качестве временного варианта, КПП принял принцип определения взносов государств-членов в бюджет ОИЯИ пропорционально ежегодному росту бюджета Института. Такой принцип действует временно. КПП поручил дирекции ОИЯИ и рабочей группе при председателе КПП по финансовым вопросам продолжить работу по подготовке предложений и в 2013 году уточнить принципы и методы расчетов взносов стран-участниц в бюджет ОИЯИ с учетом параметров новой шкалы ООН. Напомню, что в соответствии с Уставом ОИЯИ шкала ООН, как критерий учета национального дохода каждого члена Института, а также научная заинтересованность должны являться основой расчета взносов.
Поскольку обоснование размера взносов в бюджетах стран-участниц требует четких ссылок на применение общепринятых правил международных организаций, рабочая группа на заседании 21 ноября рекомендовала: "Принять за основу дальнейшей работы над совершенствованием методики расчета взносов государств-членов в бюджет ОИЯИ вышеуказанные уставные правила определения взносов, то есть учет национального дохода, показателем которого является шкала ООН, и численность персонала от страны как характеристику научной заинтересованности, не допуская при этом резких колебаний взносов".
Рассчитывая бюджет, мы постарались учесть показатели исполнения бюджета текущего года как в части доходов, так и ряда статей и видов расходов. Несмотря на существенный рост финансовых обязательств по статьям бюджета, связанным с развитием и модернизацией базовых установок, в целом и задача выделения средств, и реализация поставок осуществляются планово в соответствии с параметрами Семилетней программы. Институтом подписаны долгосрочные контракты на работы по капитальному строительству зданий, поставку оборудования для проектов NICA и DRIBs-III с общей суммой финансовых обязательств на 30 МД. Главным приоритетом финансовой политики является обеспечение развития и создания экспериментальной базы. На следующие три года объем средств по приоритетным проектам составляет совокупно около 115 МД, в том числе в 2012 году 30,7 МД.
Основным условием успешной реализации намеченных планов является высокая квалификация кадров. По итогам текущего года прогнозируется средняя зарплата около 26000 рублей в месяц, примерно равная средней по Московской области. В 2012 году наши возможности по росту фонда оплаты труда составляют 12 процентов. С 1 апреля 2012 года мы планируем реализовать комплекс мер по совершенствованию системы оплаты труда сотрудников Института. В соответствии с условиями Коллективного договора между дирекцией и коллективом сотрудников ОИЯИ, дирекция предлагает использовать часть прироста фонда оплаты труда для индексации окладной и тарифной части заработной платы всех членов персонала на 6 процентов. Для сведения, прогнозируемый размер инфляции в 2012 году в Российской Федерации составит 5-6 процентов.
В ноябре 2010 года КПП определил размер бюджета ОИЯИ по доходам и расходам в 2012 году в сумме 117,76 МД. Перед бюджетом Института стоит задача в первую очередь обеспечить возрастающие расходы на научную деятельность, развитие и эксплуатацию экспериментальной базы. В 2012 году на эти цели предполагается направить все доходы бюджета, получаемые за счет роста взносов государств-членов. Рост расходов на лабораторную и общеинститутскую инфраструктуру, который в немалой степени связан с инфляционным ростом цен и тарифов, будет обеспечен за счет привлечения прочих доходов. В этой связи дирекция предлагает утвердить бюджет в сумме 126 МД, то есть на 8 МД больше бюджета, определенного КПП год назад.
По сравнению с 2011 годом расходы на заработную плату в долларовом исчислении возрастут на 17 процентов, на оплату электроэнергии и коммунальных услуг - на 31, в основном за счет роста объемов потребления. Расходы на МНТС сохранятся на уровне текущего года. Прямые расходы на развитие экспериментальной базы и финансирование научной деятельности составят 34 МД.
Фото Павла КОЛЕСОВА
|