| ||||||
Молодежь и наука Практика - трамплин в будущее27 студентов университетов и молодых сотрудников исследовательских центров Южно-Африканской Республики участвовали в международной студенческой практике, проходившей с 7 по 23 июня в Учебно-научном центре ОИЯИ.
Они познакомились с базовыми установками и исследованиями Института сначала на интерактивной выставке в ДК "Мир", а затем в нескольких лабораториях. Далее началась работа по выбранным учебным исследовательским проектам, завершившаяся итоговой презентацией и получением сертификатов.
Куратор инженерно-технических проектов УНЦ М.А.Ноздрин: У нас в двух проектах занимались шесть студентов. Проекты, посвященные электронике и СВЧ-технике, на этом этапе практики объединили в один ознакомительный. Аналоговую электронику мы даем прямо с базовых начал: объясняем, что такое резистор, емкость, индуктивность, учим пользоваться мультиметром, осциллографом, паять. Все задания на практикуме выполняются с действующим оборудованием, настоящими радиоэлементами. Результатом практики стало создание простого усилителя на биполярных транзисторах. В ходе практики ребята изучили необходимые для его создания базовые элементы, узнали, что такое полупроводники. В части, касающейся СВЧ-техники, мы рассказали, что представляет из себя СВЧ-волна, как она себя ведет на различных неоднородностях, что такое согласованная волна и так далее. Познакомили с приборами, применяемыми в СВЧ-технике, в первую очередь, с векторным анализатором цепей, научили вычислять параметры СВЧ-систем теоретически и с помощью диаграммы Вольперта - Смита. Два студента работали на практикуме по вакууму и автоматизации. В нем сначала дается несложный, готовый проект по автоматизации на основе программируемого контроллера Siemens LOGO. В процессе сборки проекта студенты знакомятся с оформлением документации проектов, учатся правильно коммутировать. Далее в рамках знакомства с объектом управления и общего образования дается практикум по вакуумной технике. Получив эти знания, студенты разработали проект удаленного управления вакуумной установкой. В полноценном практикуме они должны были бы чуть больше заниматься программированием и закончить созданием полностью автоматизированной вакуумной системы, откачиваемой до рабочего давления по нажатию одной кнопки. Поскольку времени было не очень много, всего восемь полных рабочих дней, они успели сделать только удаленное управление. Н.С.Юшин (ЛНФ): Участники нашего проекта были по образованию химиками. Ребята оказались подготовленными, самостоятельными, мы им давали задания - они всё сами выполняли. Мы им предложили выполнить сорбционные эксперименты. Они работали с гадолинием - проверяли влияние параметров, изменение pH, влияние различных концентраций начального раствора, времени, температуры. Они обучались проведению моделирования по полученным данным, строили изотермические, кинетические модели. В нашем проекте были студенты и аспиранты. Аспиранты сейчас готовят свои диссертации по тематике, смежной с нашей: они разрабатывают тестеры для определения содержания металлов в воде, и, я думаю, в будущем мы найдем с ними какие-то точки соприкосновения.
Из моих личных впечатлений от первого посещения ОИЯИ - более всего поразила инфраструктура Института, установки мирового класса, доступность установок и всех необходимых ресурсов, которые каждый исследователь может использовать, если хочет удовлетворить свою страсть в познании. Это отличается от ЮАР, где во время учебы для проведения своих исследований я должен был ездить в разные научные центры страны. Синовуйо Сийяло (Университет У.Сисулу): Я сейчас работаю над дипломной работой в университете. Я получила здесь очень много знаний. Многое было новым для меня, мне пришлось приложить немалые усилия, чтобы все изучить. Это было интересное путешествие. Ремембер Аянда Мадонсела (Университет Вестерн Кейп): Я уже работал с детекторами, сцинтилляторами, готовя свою дипломную работу. У меня также был в моем университете в Кейптауне некий опыт работы с неорганическими сцинтилляторами и дигитайзерами. Я выбрал наиболее подходящий для себя по направлению проект. Во время практики поработал с новыми данными, получил новые знания, практика была для меня очень полезной.
Работа в ЛЯР. Гжегож Камински со своими студентами - Ремембером и Синовуйо Гжегож Камински (ЛЯР): Участники практики проходят отбор на трехнедельной зимней школе, в которой участвуют сотрудники ОИЯИ. Они проводят семинары, практические курсы, в школе также участвуют эксперты из ЮАР. Эта практика основывается на базовых знаниях, которые даются в ЮАР, расширяет их. На нее студенты приезжают, чтобы познакомиться с нашими задачами, происходит узкая специализация. Понятно, что уровень студентов разный, но я доволен двумя ребятами, с которыми работал в проекте. Хочу пригласить одного из них, Ремембера Аянда Мадонселу, он уже работал с детекторами, грамотный, выбрал себе тему, но с ними надо работать. Я как раз это сейчас обсуждал с коллегой, Арно Россоу, который возглавляет группу ЮАР в ОИЯИ, отвечает за контакты. - А Арно случайно сам не участвовал в одной из предыдущих практик? Мне показалось знакомым его лицо. - Да, в 2011 году я участвовал в аналогичной практике в УНЦ, - рассказал свою историю Арно Россоу (ЛЯР). - Через какое-то время начал учиться в магистратуре по инженерии, моим руководителем был Владимир Скуратов. Я проводил три месяца в Дубне, потом три месяца в ЮАР - и так продолжалось два года. Закончил магистратуру, работал. А потом по рекомендации ОИЯИ поехал в Ульяновск, где в наноцентре требовалась помощь инженера в организации работы новой хайтек-компании. А на месте они не смогли найти никого с нужными навыками. Я проработал в Ульяновске три года, потом меня посылали работать по всему миру, полгода я провел в Сан-Хосе. А через три года Владимир Скуратов связался со мной: "Когда займешься докторской?" Пригласил сюда, чтобы помочь в работе над диссертацией и чтобы я возглавил южноафриканскую группу. И вот я здесь уже с декабря 2017 года. Моя жена тоже работает в Институте. Теперь я, можно сказать, "источник" привлечения новых сотрудников в ОИЯИ из ЮАР. Самое главное для студентов, мне кажется, это нетворкинг - полезные знакомства, общение по неофициальным каналам. Важно также место, где себя можно зарекомендовать. И здесь это сделать проще, чем на моей родине, где ты лишь один из толпы. А об этой практике в Дубне я узнал не из каких-то рекламных материалов в своем университете, а от Александра Нечаева, который тогда читал лекции в ЮАР. Так все и началось. Ольга ТАРАНТИНА, |
|