|
Точка зрения
Доступно и точно о главном в науке, или О научной популяризация в Дубне и не только
Какие выгоды сулит нам, работающим в международной научной организации, популяризация науки? Во-первых, это укрепление взаимопонимания между учеными разного профиля, привлечение в науку новых кадров. Во-вторых, повышение социального статуса научных исследований, престижа научных работников в обществе и государстве, формирование в городе такой эмоциональной среды, когда не только ученые, но и большинство горожан почувствуют себя причастными к научному прогрессу. Статус Дубны как наукограда сам по себе подразумевает большие возможности.
Когда американский писатель и бизнес-тренер Жульен Смит составил практичные советы молодым людям, как им ориентироваться в этом мире, то первым пунктом указал: "Миру выгодно, чтобы ты был глупым. Начиная от банковских платежей и процентов и заканчивая чудо-диетами - именно из необразованных людей легче вытрясти деньги, и ими проще управлять. Занимайтесь самообразованием столько, сколько можете" (перевод автора). Второе высказывание принадлежит молодому сотруднику ЛЯП ОИЯИ Николаю Анфимову, уже немало сделавшему для популяризации науки в нашем городе: "...Мое личное отношение и интерес к этому делу возникли из того, что я вижу печальную ситуацию, характерную для нашего общества, - деградацию системы образования. У людей совсем пропал интерес к чему-либо, кроме зарабатывания денег, да и толковых специалистов становится все меньше. И я считаю, что, занимаясь подобными проектами, вношу свой личный вклад в благоустройство нашего государства".
Как вы думаете, много ли проектов, связанных с популяризацией науки и образования, развивается у нас в городе? Думаю, их количество и качество может вас приятно удивить. Постараюсь кратко представить только 13 таких проектов, что составляет малую толику от всех остальных (прошу прощения у всех, кого не назову!). Если квалифицировать приведенные в статье проекты по адресным группам, то картина приблизительно такова: школьники (4 проекта), школьники плюс студенты (2), школьники плюс учителя (1), студенты и учителя (по одному), два проекта - "СМИ" и "общество". То есть спектр довольно широкий.
Экскурсии в ОИЯИ. Экскурсии на уникальные базовые установки и в экспериментальные корпуса проводятся в основном силами Учебно-научного центра ОИЯИ. В каждой лаборатории ОИЯИ есть группа экскурсоводов. Можно организовывать экскурсии и непосредственно через дирекции лабораторий. Основная аудитория - школьники и студенты, которые получают бесплатное, уникальное и яркое впечатление о работе Института. Однако с недавних пор служба безопасности ОИЯИ перестала разрешать экскурсии для обычных граждан. В связи с ожидаемым в ближайшем будущем развитием внутреннего туризма в Дубне администрация города начала переговоры с ОИЯИ о возобновлении экскурсий в Институт для дубненцев и гостей города. Сюда можно добавить виртуальные экскурсии (набор сферических панорамных фотографий) на базовые установки, которые, конечно, во многом проигрывают реальным экскурсиям.
Работа со СМИ. Научно-информационный отдел Института выпускает бюллетень "Новости ОИЯИ" и годовой отчет, информирует городские, российские и иностранные СМИ о проведении различных мероприятий, организуемых ОИЯИ, осуществляет связь со средствами массовой информации (печать, радио, кино, телевидение и другие электронные средства информации). Для более эффективной работы этому подразделению Института, на мой взгляд, не хватает специалистов и средств для более масштабного позиционирования ОИЯИ и научных исследований в СМИ, особенно в иностранных изданиях. Отрадно, что в прошлом году появились интернет-ресурсы с видеоинформацией об ОИЯИ: http://science-tv.jinr.ru/ и http://www.youtube.com/user/jinrtv/.
Музей истории науки и техники ОИЯИ был создан в 1993 году, чтобы запечатлеть и сохранить историю ОИЯИ в музейных экспонатах. В настоящее время новая сотрудница Анастасия Злотникова (a.zlotnikova@mail.ru) собрала небольшую инициативную группу, которая приступила к созданию интерактивных экспонатов для демонстрации опытов по разным направлениям физики. Физпрактикум будет ориентирован в первую очередь на школьников младших и средних классов, но может быть интересен и людям всех возрастов. В музее проводятся лекции об истории ОИЯИ, приглашаются докладчики из других научных центров. Музей является одним из организаторов II Менделеевских чтений в Дубне (они проходят с 20 по 25 января), на которых выступают со своими научно-познавательными докладами дети в возрасте от 8 до 13 лет.
Основные проблемы - нехватка помещений; все делается немногочисленными энтузиастами на добровольных началах.
Научно-образовательный интернет-проект "Ливни знаний" http://livni.jinr.ru/ дает возможность школьникам самостоятельно с помощью заранее подготовленных алгоритмов дистанционно обработать реальные экспериментальные данные в области исследования космических лучей так, как это делают в мировых научных центрах. Для расширения спектра задач была куплена и запущена в ЛЯП ОИЯИ профессиональная метеостанция с выводом информации (показаний приборов и статистики) в Интернет - http://meteo.jinr.ru/. "Ливни знаний" превосходят аналогичные зарубежные проекты в плане размещения детекторов и получения более "глубоких" экспериментальных данных. С 2010 года в проекте участвовало около 470 школьников из разных стран мира, которые смогли самостоятельно запустить около 8200 задач. Некоторые молодые участники уже написали свои первые научные статьи. Проект переведен на английский, болгарский и чешский языки. Один из руководителей Георгий Александрович Шелков с гордостью говорит о том, что несколько человек, которые начали заниматься в проекте еще школьниками, уже поступили в вузы и готовят себя к работе в ОИЯИ. При всем при том официального статуса проект не имеет, им занимаются энтузиасты, используя внебюджетные средства. Также не хватает рекламы портала и методиста для разработки новых заданий для школьников.
Образовательный интернет-журнал "Кладезь знаний" развивается в отделе разработки и создания образовательных программ УНЦ ОИЯИ под руководством Юрия Анатольевича Панебратцева. Это интерактивные занимательные уроки для школьников по физике, математике, биологии и экологии, рассказы о современной науке, технике и нанотехнологиях. Хорошее сочетание графики и уникальной научно-познавательной информации по различным разделам естественных наук дают школьникам возможность узнать о современных открытиях и достижениях в области естествознания, развивая у них навыки свободного исследования и творческого эксперимента.
В дополнение к этому УНЦ ОИЯИ предлагает школьникам воспользоваться своим лабораторным физическим практикумом, где они могут самостоятельно воспроизвести основные физические явления и познакомиться с различными методиками измерений.
Видеоконференции. Учебно-научный центр ОИЯИ совместно с ЦЕРН организует и проводит видеоконференции со школами стран-участниц ОИЯИ. В удобное для слушателей время они могут поучаствовать в семинаре по выбранной теме, относящейся к деятельности ОИЯИ или ЦЕРН. Одновременно в таких конференциях могут участвовать несколько школ. Семинары ведутся на понятном для школьников языке, приветствуется диалог между выступающими и слушателями. К сожалению, еще мало кто знает о такой уникальной возможности.
Научные школы для учителей физики организуются каждый год УНЦ ОИЯИ совместно с ЦЕРН (летом в Дубне, осенью в Женеве). Очень плотная программа школ включает лекции о передовом крае науки, посещения экспериментальных установок, встречи с физиками в рабочей и неформальной обстановках, экскурсии. Информацию о школах и материалы можно найти на сайте http://teachers.jinr.ru.
Лекции в школах Дубны проводятся силами ученых (в основном молодежи). В частности, осенью 2013 года по инициативе профессора Г.А.Шелкова прошли лекции, посвященные истории открытия космических лучей. Однако такие лекции проводятся нерегулярно, так как сложно "вклиниться" в график работы школ, да и связь ОИЯИ со школами плохо налажена.
Летняя школа журнала "Русский Репортер" была впервые проведена в Дубне в прошлом году. За 5 недель в ней приняли участие около 1200 человек, которые работали в 26 мастерских, большая часть так или иначе была связана с журналистикой. Молодые журналисты, которые были участниками школы, написали статьи или подготовили видеорепортажи. Директор мастерской физики "105-й элемент" сотрудник ОИЯИ Николай Анфимов вспоминает: "Здесь все увидели, что в Дубне делается настоящая наука. Нас постоянно атаковали репортеры и другие участники школы. Запомнилось также, что к нам в лагерь попросился господин Дерипаска и, прилетев на своем вертолете, провел пресс-конференции. Ну и потом его помощники звонили и проявляли живой интерес именно к популяризации науки ОИЯИ. Может быть, когда-нибудь они нам и помогут..."
Проект открытых научно-популярных лекций предполагает, что о различных научных исследованиях мирового уровня и уникальных инновационных разработках могут рассказать сами участники этих процессов - сотрудники ОИЯИ и специалисты других предприятий Дубны. Лекции планируется проводить один или несколько раз в месяц в выходные дни. В этом нет ничего нового, однако сегодня мы предлагаем систематическую программу таких популярных лекций по широкому спектру вопросов, которые уже прошли обсуждения в разных аудиториях. О первой лекции газета уже сообщила - она состоялась 11 января. Видеозапись вел Ярослав Викулин (проект "Хроники Дубны", http://dubnachronicles.ru), организаторы - музей ОИЯИ при поддержке УНЦ и ОМУС.
Научно-информационные экспозиции. В связи с предполагаемым увеличением притока туристов в Дубну администрация города, в частности, заинтересована в создании в одном месте информационной экспозиции, рассказывающей в доступной форме об ОИЯИ и других организациях и проводимых в Дубне научных исследованиях. 21 июня 2013 года был создан координационный совет администрации Дубны по туризму, который может помочь с решением этой проблемы. Мне кажется, что для организации и размещения такой экспозиции может подойти филиал НИИЯФ МГУ. Его директор Татьяна Всеволодовна Тетерева считает популяризацию науки очень важным делом как с точки зрения привлечения в науку молодежи, так и поднятия интеллектуального и научного уровня населения. Но для того чтобы подобные мероприятия имели успех, по ее мнению, нужно, чтобы работа проводилась адресно: "Маловероятно, чтобы одна и та же лекция была полезна будущим абитуриентам и "тетечкам" с туристского теплохода. А разные цели требуют и разных подходов. Но, в любом случае, филиал обладает кадрами, определенными наработками, демонстрационным оборудованием, помещениями. И, конечно, здесь нужна общегородская программа, в которой роль ОИЯИ, безусловно, была бы определяющей и в которую, я убеждена, все научно-образовательные структуры внесут посильный вклад".
Международная школа юных исследователей "Диалог", которой руководит сотрудник ОИЯИ Сергей Васильевич Швидкий, - одна из немногих структур, где старшеклассники могут попробовать себя в роли исследователя. Работой в исследовательских группах руководят преподаватели дубненских школ, научные сотрудники ОИЯИ, Университета "Дубна", специалисты, работающие в области высоких технологий. В зимних и летних сессиях этой школы участвуют школьники Дубны и других городов России. Главная цель школы - максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, разработка и апробация методик раскрепощения личности и развитие ее дарований.
Студенческая научно-техническая школа "Кадры будущего" проводится ежегодно на базе Университета "Дубна" при участии администрации города, ОЭЗ "Дубна", ОИЯИ, научно-исследовательской школы "Диалог" и дирекции программы развития наукограда. Она нацелена на поиск молодых специалистов для работы в компаниях-резидентах ОЭЗ "Дубна" и на предприятиях города; популяризацию Дубны как одного из лидеров России в области научно-технической и инновационной деятельности; реализацию потенциала Университета "Дубна" как базового вуза для специализированной подготовки и переподготовки специалистов для компаний-резидентов ОЭЗ "Дубна" и других предприятий; раскрытие творческих способностей участников школы, поиск интересной и перспективной для них работы в Дубне.
Я не рассказал о других проектах. Это и научные школы, стажировки, факультативные курсы, клубы по интересам (допустим, "Курилка Гутенберга" в Универсальной библиотеке ОИЯИ имени Д.И.Блохинцева, где пересказываются научно-популярные книги), кружки, музеи (создается музей развития оборудования в ОЭЗ, где будут представлены различные артефакты из ОИЯИ и других предприятий).
Все это, конечно, дает свои плоды. Но, положа руку на сердце, многие проекты создаются добровольцами без ощутимой поддержки, обособленно друг от друга. Да и информация о них распространяется недостаточно хорошо. Надо признать, что в городе нет четкой стратегии по популяризации науки и образования. Создание координационного совета администрации Дубны по туризму - это один из первых шагов в развитии такой стратегии. У нас в городе есть очень много заинтересованных структур, которые можно объединить этой целью. Да и не только в Дубне, но и в России думают о популяризации науки... Так что не стоит замыкаться в рамках отдельно взятого наукограда.
С предложениями и замечаниями можно обращаться к автору.
Дмитрий ДРЯБЛОВ, popular@jinr.ru
|